🎄🎄🎄 Various – "Merry Christmas" (1984) \Les Disques Du Crépuscule\ 12"
Стиль: Modern Classical, Pop, Synt-Pop, Industrial
Вот обзор на релиз, который я задумал давно, очень давно, но все не делал и не делал. Не был уверен, что стоит. Я планировал его в рамках серии публикаций про ранние сборники, в которых участвовал тогда еще только набиравший обороты Current 93. Однако, всяких "но" накопилось изрядно. Во-первых, сам трек Current 93, из-за которого все и затевалось, совсем не эксклюзивный, а всего лишь старый сумрачный "St Peters Keys All Bloody" с пластинки "Dogs Blood Rising" (1984), но под другим названием. Вторая проблема в том, что сам по себе сборник мне так и не удалось найти. Пришлось его реконструировать по частям, из разных источников. Но композицию Pleasure Ground "Redundant" я так и не нашел, поэтому реконструкция получилась неполная. С другими треками тоже не все кристально ясно, но хотя бы какие-то версии мне найти удалось (хотя до конца не уверен, что именно те, что на пластинке). Ну и, наконец, стилистически компиляция выбивается из той музыки, что я обычно публикую. Впрочем, это как раз не проблема. Рамками мы себя не ограничиваем. Ладно. Закроем старые гештальты. Тем более, сборник рождественский.
Итак. Сборник выпущен знаковым бельгийским лейблом "Les Disques Du Crépuscule", основанным в 1980 году и, не считая небольшого перерыва в нулевых, активным до сих пор. Лейбл специализируется на широком жанровом диапазоне от поп-музыки до джаза, от классической музыки до экспериментальной. У него достаточно большое количество саб-лейблов и лейблов партнеров, одним из которых был легендарный индустриальный лейбл "L.A.Y.L.A.H. Antirecords", первый дом Current 93. Собственно, через него C93 и попал на сборник. Помимо этих двух лейблов в компиляции приняли участие тесно ассоциированные с "Les Disques Du Crépuscule" бельгийское подразделение легендарного "Factory Records", лейблы "Bruits Essentiels" и "Himalaya". На пластинке они все вместе желают слушателям Счастливого Рождества. Складывает такая дружная семейная атмосфера.
"Merry Christmas" встречает нас веселой и красочной картинкой, словно со страниц винтажных бельгийских комиксов. Впрочем, так и есть: рисунок выполнен художниками, иллюстраторами, авторами комиксов Сесиль Бертран (Cécile Bertrand) и Фрэнсисом Карин (Francis Carin). На нем респектабельная пара, - усатый джентльмен среднего возраста и молоденькая модница, - в праздничном, приподнятом настроении идет с подарками по заснеженной улице первой половины прошлого века. Обложка настраивает на рождественский лад, наводит на воспоминания о счастливых новогодних хлопотах и волшебном времени человеческого единения. Пожелание мира на Земле и благ друзьям в оформлении лишь усиливает ощущение тепла и радости. В архивах лейбла я нашел информацию, что сборник был рождественским подарком, который рассылался друзьям лейбла и раздавался в брюссельском арт-кафе "Interferences".
Более грустный тон задает еще одна надпись, посвящающая сборник памяти французского писателя, эссеиста, философа, социолога Роже Кайуа (Roger Caillois), умершему 21 декабря 1978. В 30-х он был связан с движением сюрреалистов, позже стал соратником Жоржа Батая и Мишеля Лейриса по «Коллежу социологии», основал международный журнал по общественным наукам «Диоген», выпустил ряд трудов по культурной антропологии. В сфере его интересов были ритуальные практики и массовые представления, миф и сакральность, игра и мимикрия. В 1958 году выходит его книга "Игры и Люди" (Les jeux et les hommes), в которой он дает игре определение и классификацию, рассматривает ее как культурообразующий феномен, связанный с сакральными практиками, анализирует природные мотивы, побуждающие человека к игре.
Первая сторона пластинки полностью отдана ключевому бельгийскому композитору-минималисту Виму Мертенсу (Wim Mertens) и его раннему проекту Soft Verdict с композицией "The Fosse". И вот здесь вопрос. Я нашел две версии "The Fosse". Первая, действительно записанная в рамках Soft Verdict, вошла на сингл "The Power Of Theatrical Madness" (1984) и позже на альбом "Maximizing The Audience" (1985), оба выпущенные "Les Disques Du Crépuscule". Они представляют собой саундтрек к спектаклю Яна Фабра (Jan Fabre) "The Power Of Theatrical Madness", премьера которого состоялась 11 июня 1984 года в Teatro Carlo Goldoni, Venice. Сингл эксклюзивно продавался на представлениях. Однако, эта версия не подходит по времени, ее длительность четыре с половиной минуты, а не 7:54, как точно указано на пластинке. Вторая версия была выпущена только в 1987 году, на сольной пластинке Мертенса "Educes Me", уже без Soft Verdict. И вот тут то время совпадает точно, один в один. Помимо длительности, композиции различаются и вокалом. В версии 1984 года женский вокал, в версии 1987 года принял участие бельгийский квартет\квинтет Malufi Singers.
Логично предположить, что из двух вариантов нам подходит второй. Но я точно не знаю, в таком ли именно виде "The Fosse" была на "Merry Christmas", или же это уже более поздняя версия, а та, что на сборнике является какой-то третьей, недоступной. Впрочем, ладно. Так или иначе, композиция представляет собой легкую и светлую фортепианную зарисовку, подчеркнутую изящным вокалом мужского хора. Нежное вступление, радостное как тихое зимнее утро, первое в новом году. Кружащийся за окном снег, безмолвие в доме и приятная задумчивость, обещание внутреннего обновления. Затем вступает деликатный вокал, красивый, радующий слух, невероятно гармоничный со стройным ходом клавиш. Чувственная мелодия петляет по мыслям, по эмоциям, по тишине.
Вторую сторону открывает поп-арт дуэт Thick Pigeon. Их трек разделен на короткую тридцатисекундную зарисовку Handel's Messiah, проводящую мост между modern classical первой стороны и более экспериментально-электронной второй. Собственно, это кусочек оратории "Мессия" Георга Фридриха Генделя, исполненный женским голосом под аккомпанемент синтезатора. Он переходит в меланхоличный синт-поп кавер на известную песню "Diamonds Are A Girl's Best Friend" из мюзикла (и фильма) "Джентльмены предпочитают блондинок", которую исполняли Кэрол Чэннинг, Мэрилин Монро, Кайли Миноуг и еще много кто. В этой версии ровный машинный ритм, бульканье синтезатора, нестройный кукольный вокал и зацикленный гличующий рефрен. Звучит как реконструкция поп-классики расчётливым компьютерным мозгом-продюсером, заточенным на безостановочное производство техногенных шлягеров. Еще от чего-то вспомнилось творчество группы The Residents.
Дальше следует эстрадный номер французского инди-поп певца, сонграйтера и композитора Филиппа Оклера (Philippe Auclair), более известного под сценическим псевдонимом Луис Филипп (Louis Philippe). Кроме того, он еще и известный журналист и футбольный корреспондент! На пластинке Оклер выступает под своим ранним псевдонимом The Arcadians, который использовал в середине восьмидесятых на записях, выпущенных "Les Disques Du Crépuscule". Эта композиция появилась позже еще на нескольких рождественских сборниках. Представляет собой она этакий бодрый и непритязательный новогодний шлягер в стилистике поп-лаунджа 60-х, с незначительным привкусом рок-н-ролла. Кажется, где-то я слышал термин Chamber Pop, так вот оно. Просто, мило, хорошо. Поп-музыка какой она и должна быть. Мне нравится такое вот ретро звучание. Спокойное, ненавязчивое и атмосферное. Ритм выполненный под тиканье часов, легкие клавиши, мелодичная гитара, приятная перкуссия. Квинтэссенция предрождественского ожидания с бокалом шампанского в руке.
И вот Current 93. Очень странное решение, когда после милых песен появляется вдруг странный, странный трек, абсолютно не праздничный, пугающий в своей параноидальной атмосфере. Как я отмечал выше, на самом деле это "St. Peter's Keys All Bloody", закрывавший вторую пластинку С93 "Dogs Blood Rising". Я писал о нем ранее, когда обозревал этот альбом, и позволю себе себя же процитировать. В гулкой пустоте Дэвид Тибет декламирует текст песни Simon & Garfunkel "The Sound Of Silence". Там где был грустный фолк, написанный под впечатлением от убийства Джона Кеннеди, возносится зловещая апокалиптическая месса. Одновременно тот же Тибет безразлично зачитывает куски из поэмы Томаса Элиота "Бесплодная Земля" («The Waste Land», 1922), а мелодичный мужской голос поет старую английскую песню "Scarborough Fair" (тоже в свое время адаптированную Саймоном и Гарфанкелем). Пугающие голоса, зловеще каркающие и протяжно распевающие, казалось бы невинные песни, неприятный высокочастотный скрип. Ну и где здесь Новый Год? Впрочем, в фольклорных мотивах "Scarborough Fair" можно ощутить некий привкус стародавнего языческого праздника или народных колядок. Но к рождественскому веселью он имеет отношение крайне малое.
Pleasure Ground "Redundant", как я уже говорил, найти не удалось. Никаких следов. В целом, Pleasure Ground это недолго жившая команда со-основателя The Associates Алана Рэнкина (Alan Rankine). Выпустить они успели всего лишь два небольших сингла, в которых играли, судя по найденным мной трекам не самый замысловатый, но вполне бодренький поп-рок с влияниями новой волны. Возможно, потеря не слишком большая. А возможно, скоро трек, как и вся пластинка, где-то появится. Например на youtube буквально две недели назад выложили оцифровку одно из синглов Pleasure Ground. В общем, посмотрим.
Одним словом, сборник получился весьма эклектичным и насыщенным. Здесь как в мозаике смешалась россыпь бельгийских лейблов-партнеров, рождественское настроение, комиксы, культурная антропология, современная классика, синти-поп, поп-музыка и индастриал. Насыщенно, но странно. Впрочем, писать об этом всем было гораздо интереснее, чем я полагал в начале. Ну и дежурный рассказ о просто еще одном сборнике Current 93 позволил познакомиться с парочкой интересных вещей и персоналий. И это хорошо! С новым годом и счастья вопреки всему!
https://www.discogs.com/Various-Merry-Christmas/release/908726
#Modern_Classical #Pop #Synt_Pop #Industrial #Current_93 #electrotapes