Sayno Productions – "Waterglass" (1984) \Touch\ TAPE Стиль: Ambient, Field Recording Один из первых релизов легендарного лейбла "Touch", со временем ставшего флагманом электронной экспериментальной сцены. Но на тот момент история лейбла только начиналась и было выпущено лишь несколько сборников, про один из которых, - "Meridians One" (1983), - я уже рассказывал. Вышедший в 1984 году "Waterglass" стал первым оригинальным альбомом "Touch". Более того, это так же и первая профессиональная кассета лейбла, записанная на мануфактуре, с отпечатанными этикетками. До этого все тиражи записывались полукустарным способом на ленточных копировальных аппаратах в квартире Майка Хардинга (Mike Harding), одного из сооснователей "Touch". Получается, мы сейчас прикоснемся к корням явления. Ну что же, корни просто великолепны. О самом Sayno Productions информации ничтожно мало. Это дуэт Эдди Сэйера (Eddy Sayer) и Саймона Тассано (Simon Tassano). Уже под их настоящими именами "Waterglass" был перевыпущен в 2021 году в цифре. Саймон Тассано продюсер и звукорежиссер с достаточно обширны бэк-каталогом. Эдди Сэйер музыкант, перкуссионист, участник этно-эмбиентных проектов "Lights In A Fat City" и "Stillpoint". Конкретно у Sayno Productions больше никаких релизов нет. Даже участий в компиляциях. Это такой одноразовый проект. Впрочем, сотрудничество музыкантов одной этой записью не ограничилось, на discogs можно найти много релизов, в которых участвовали друзья. "Waterglass" был задуман как саундтрек для работы художницы Шейлы Стюарт (Sheila Stewart), девушки Эдди. Она писала, да и сейчас пишет, судя по быстрому серфингу в интернете, атмосферные пасторальные и морские пейзажи. Тогда пара жила в Западном Хэмпстеде (West Hampstead), по соседству от Джона Возенкрофта (Jon Wozencroft), второго сооснователя "Touch". Знакомство Возенкрофта с Эдди, Шейлой и Саймоном состоялось в арт-центре "Diorama" возле Риджентс-Парк (Regent's Park). Узнав, что они соседи, Эдди и Шейла пригласили Джона в свою расположенную на первом этаже полуразрушенную студию-сад, где под открытым небом Эдди экспериментировал с перкуссией, а Шейла писала картины. Возенкрофт вспоминал, что провел там много счастливых минут. Уже в первый визит, Джона попросили захватить с собой микрофон. В тот раз Эдди и Саймон играли то, что стало прототипом "Waterglass". И сразу же возникла мысль довести это до ума и издать. В июле 1984 года Саймон зарезервировал время в студии "Elephant Studios". Работа в студии открыла перед музыкантами перспективы: позволила Саймону повысить умения навыки работы с оборудованием, а Эдди развить саундтрек инспирированный морскими пейзажами Шейлы. Эдди принес в студию свои гонги и цимбалы. Кроме того, на побережье Корнуолла были сделаны полевые записи звуков моря, ставшие звуковым и эмоциональным центром записи. Дуэт приступил к работе. Эдди играл на инструментах, а Саймон колдовал над звукорежиссерской консолью, добиваясь потрясающего звучания. У музыкантов были вполне конкретные идеи того, что они собирались делать, но вот что из этих планов получится в результате, они не представляли. Для Возенкрофта, игравшего на сессии роль наблюдателя и группы поддержки, происходившее так же было чем-то новым: "Touch" впервые столкнулся не с компиляцией, а целой концептуальной записью. Что делать, как правильно издать? Тем не менее, было понимание того, что материал должен выйти на кассете, в дань уважения истокам и методам работы лейбла. Сессия началась ранним утром, а закончилась к концу дня и потому отведенного времени на особое экспериментирование не было. Тем не менее, процесс записи обернулся полноценным перформансом, ставшим, по словам Возенкрофта, "первым шагом в воду персональных релизов". Хотя запись разбита на две части (ну, если у кассеты две стороны, то как еще может получиться?) воспринимать ее стоит как единое, цельное произведение. Которым, она безусловно и является. Благо, при переиздании ремастер, сделанный Саймоном Тассано, выпущен уже как один сорокапятиминутный трек. Кроме того, он был избавлен от сопутствующих пленке эффектов звучания. Тут уж кому как. Многие пленочное шипение и шуршание наоборот любят. Послушать и сравнить можно на bandcamp по ссылке ниже. Для меня же это эмоционально насыщенная, красивая и погружающая вещь. Под которую хорошо релаксировать. Не темная, не светлая. Где-то посередине. Какая-то искренняя. Сами музыканты называли это "Ambient dub" и "Environmental sound". Похоже. Музыкально нас ждет тягучий, медленный эмбиент, где безраздельно властвует ритмическая меланхолия морских волн. Они, не теряя свою узнаваемость, тем не менее искажены и выведены в абстракцию за пределами восприятия. В это богатое интонациями пространство размеренного морского прибоя деликатно вплетаются звуки призрачных пэдов, загадочных гулов, потерянных свистов, потусторонних электронных эффектов и перкуссии. Вот по сути и вся музыкальная составляющая. Но из нее формируется загадочная гипнотическая история о море и тайнах, которые оно скрывает. В этой истории есть что-то тревожное, что-то меланхоличное, ощущение какой-то неповоротливой сонной древности и пугающей хтони. Представьте. Другой мир. Брызги соленой воды. Вокруг океан. Справа и слева. Бескрайняя водная гладь. Белые барашки светло-зеленых волн. Свежий ветер треплет одежду. Прохладный, настойчивый. Но приятный. Небо серое, нахмурившееся. Затянуто тонкой прослойкой туч. Где-то за ними пятно бледного солнца. Ощущается нарастающее беспокойство природы. Как будь-то с минуты на минуту начнется ливень, налетят ревущие порывы ветра. Но этого не происходит. Весь мир застыл в этой точке ожидания. Под ногами узкая полоска тверди. Ширина три метра. Дорога, выложенная из древних камней. Она убегает прочь вперед и назад насколько хватает взора. Длинная, длинная, длинная тропа рассекающая море. Из мокрого пористого камня цвета запекшейся крови. Вопросы об ее строителях. О ее назначении. О глубине, на которой покоится ее основание. Они останутся без ответа. Куда идти все равно. Что впереди, что сзади все одно и то же. Дорога плавно петляет. Незаметно изгибается. Словно огибает что-то там в глубине. Но вокруг по прежнему все то же море в вечном ожидании грозы. Иногда мимо проносятся стаи рыб. А однажды в толще воды мелькнуло чье-то темное тело. Огромное, длинное. Не хочется знать чье. В остальном, прогулка не радует разнообразием. Проходит час, два. Бесконечно много часов. Наконец, порывы ветра грубеют. Начинается мелкий дождь. Дождь усиливается. Впереди темные налитые тучи. Сплошная серая стена яростного ливня. Там, в глубине льющегося с неба потока, что-то есть. Тени, взмывающие в небо. Не разглядеть что это. Придется идти вперед, в дождь. Шаг за шагом. По скользким камням. Сопротивляясь грубому ветру. Под хлещущими струями ливня. Теперь становится видно, что тени впереди это пять колоссальных колонн. Они пронзают толщу воды и уходят в небо. Там теряются в черных облаках и неистовстве природы. Непогода бушует. Высокие волны. Безжалостный ветер. Плотная стена дождя. Дальше идти страшно. Назад идти бессмысленно. Все решает неожиданный резкий порыв и поскользнувшаяся на сырых камнях нога. Погружение в черноту воды. Она теплая. Здесь спокойно. Где-то наверху продолжается буря. Здесь же тишина и покой. Наваливается усталость. Впереди маячат черные силуэты колонн. Плыть к ним. Периодически всплывать в неприветливый надводный мир что бы глотнуть немного воздуха. Колонны приближаются. Теперь видно, что между ними что-то мерцает. Сфера размером с человека. Она соткана из сгустка холодного синего света. Она переливается всеми оттенками синевы. По ней пробегает рябь. Ее поверхность время от времени искажается. Бугрится. Испускает призрачные щупальца. Одно из таких щупалец бросается вперед. Обвивает тело. Тянет к сфере. Мир наполняется синим цветом. Проникновение в сферу. Слияние. Невесомость. Отсутствие чувств и мыслей. Сфера это выход из этого мира. Лимит кассеты 1000 копий. И если же вам посчастливилось стать ее обладателем, то внутри можно найти цветную фотографию, сделанную в Северном Уэльсе. Наверное, самое лучшее дополнение к музыке, какое можно придумать. https://www.discogs.com/release/372461-Sayno-Productions-Waterglass https://sundryitems.bandcamp.com/album/waterglass #Ambient #Field_Recording #Touch #UK #electrotapes